
Железнодорожный переезд остается одним из самых опасных участков дороги. В 2025 году ситуация с безопасностью на переездах вызывает серьезную тревогу. За девять месяцев текущего года водители спровоцировали 152 дорожно-транспортных происшествия на железнодорожных переездах России. Это на 5% больше показателя за аналогичный период прошлого года. Эти аварии унесли жизни 28 человек. Еще 78 получили травмы. Проезд на запрещающий сигнал светофора или дежурного вызвал 90% всех ДТП на переездах в первом полугодии 2024 года.
Размер штрафа и ответственность в 2025 году
Статья 12.10 Кодекса об административных правонарушениях регулирует нарушение правил движения через железнодорожный переезд. Власти увеличили штрафы за такие нарушения в пятикратном размере 1 мая 2021 года. С тех пор размеры санкций остаются неизменными.
За первое нарушение водитель заплатит штраф 5000 рублей или лишится прав на срок от трех до шести месяцев. Инспектор при личной остановке или суд выбирает между штрафом и лишением прав. Камера видеофиксации зафиксирует нарушение и назначит только штраф без права выбора.
При повторном нарушении в течение года санкции становятся жестче. Водитель лишится прав на один год без альтернативы в виде штрафа. Однако если камера зафиксировала повторное нарушение, водитель заплатит лишь штраф в размере 5000 рублей.
Какие нарушения караются штрафом
Водителям запрещено въезжать на переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме. Нельзя пересекать пути при запрещающем сигнале светофора независимо от положения шлагбаума. Проезд при запрещающем сигнале дежурного по переезду также недопустим.
Остановка или стоянка на железнодорожных путях влечет те же санкции. Обгон на переезде или непосредственно перед ним стоит водителю 5000 рублей или прав на четыре-шесть месяцев. При повторном обгоне срок лишения увеличится до одного года.
Выезд на переезд вне установленного места пересечения путей обойдется в 5000 рублей или лишение прав на три-шесть месяцев. Менее строго власти наказывают лишь выезд за стоп-линию перед переездом — штраф составит 800 рублей.
Статистика нарушений по регионам России
Ситуация с безопасностью на переездах значительно различается по регионам. На Октябрьской железной дороге власти снизили количество ДТП на 40% в первом полугодии 2025 года. При этом в Санкт-Петербурге, Псковской, Новгородской, Тверской, Московской, Вологодской областях и Республике Карелия водители не спровоцировали ни одной аварии.
Однако в Ленинградской области дорожники зафиксировали пять происшествий. В результате пострадали четыре человека, двое погибли. В Мурманской области произошло одно ДТП. Проезд на запрещающий сигнал светофора стал основной причиной инцидентов.
На Свердловской железной дороге ситуация тревожная. За семь месяцев 2025 года дежурные по переездам зафиксировали более 400 нарушений. Большинство случаев водители совершили в Свердловской области — здесь насчитали 261 нарушение. В Ханты-Мансийском автономном округе выявили 124 случая, в Пермском крае — 33 нарушения. При этом три ДТП произошло именно в этих регионах.
На Южно-Уральской железной дороге с начала года случилось семь происшествий. Три аварии зафиксировали в Челябинской области. Еще четыре происшествия произошли в Оренбургской области. Всего на ЮУЖД выявили 116 нарушений правил проезда через переезды.
Рост аварийности на Северном Кавказе
Особенно тревожная ситуация сложилась на Северо-Кавказской железной дороге. С января по октябрь 2025 года здесь произошло 31 ДТП. Это на 55% больше показателя за аналогичный период 2024 года, когда зарегистрировали 20 случаев. Эти происшествия унесли жизни пяти человек. Еще 15 получили травмы.
Республика Дагестан стала лидером по числу аварий с 12 случаями. В Краснодарском крае произошло семь ДТП. Ростовская область заняла третье место с четырьмя происшествиями. В Ставропольском крае зарегистрировали четыре аварии, в Кабардино-Балкарии — две, в Северной Осетии-Алании и Чечне — по одной.
За девять месяцев железнодорожники совместно с сотрудниками ГИБДД провели 286 рейдов. Дежурные по переездам зарегистрировали 630 нарушений. Однако власти привлекли к ответственности лишь 74 водителя. Это свидетельствует о том, что большинство нарушителей избегают наказания.
Положительная динамика в центральных регионах
На Приволжской железной дороге наблюдаем снижение аварийности. В январе-сентябре 2025 года произошло 12 дорожно-транспортных происшествий. Это на один случай меньше показателя за аналогичный период прошлого года. В Астраханской области зафиксировали два происшествия против трех в 2024 году.
Также произошло два ДТП против трех в предыдущем году в Волгоградской области В рамках профилактической работы специалисты распространили более 60 тысяч памяток. В беседах с водителями приняли участие более 47 тысяч автомобилистов.
На Московской железной дороге за восемь месяцев 2025 года произошло 18 ДТП. Это соответствует показателям за тот же период прошлого года. В Московской области с начала года зафиксировали три происшествия, в одном из них погиб человек.
Особенности применения камер видеофиксации
Власти устанавливают комплексы автоматической фиксации нарушений на большинстве железнодорожных переездов. Они работают в круглосуточном режиме и передают материалы в ГИБДД для формирования постановлений. Камера фиксирует момент проезда не позднее двух секунд после включения красного сигнала.
Минтранс в 2024 году подготовил проект расширения оснащения переездов камерами. Согласно новым правилам, специалисты установят устройства на переездах, где за год произошло хотя бы одно ДТП. Также власти разместят оборудование на нерегулируемых переездах без дежурных и шлагбаумов. Затраты на установку и обслуживание в течение шести лет превысят 3 миллиарда рублей.
Водитель может оспорить штраф, который назначила камера, в течение 10 дней с момента вынесения постановления. Однако важно помнить, что за нарушения на переездах закон не предусматривает 50-процентную скидку при оплате в первые 20 дней. Это отличает их от большинства других штрафов ГИБДД.
Что делать при остановке на переезде
Если транспортное средство заглохло на путях, водитель должен действовать быстро и четко. Согласно пункту 15.5 Правил дорожного движения, необходимо незамедлительно высадить всех пассажиров. Затем следует принять меры для освобождения переезда.
Если водитель не может завести автомобиль или убрать его с путей, нужно отправить людей в обе стороны по путям на расстояние примерно два километра. Это необходимо для подачи предупредительного сигнала машинисту приближающегося поезда. Локомотиву требуется именно такое расстояние для полной остановки.
Предупредительным сигналом служит красное полотнище или горящий факел. При их отсутствии нужно вращать рукой по кругу с яркой тканью днем или фонариком ночью. Водитель обязан оставаться возле автомобиля и подавать сигналы тревоги клаксоном — один длинный и три коротких звука.
Если автомобиль оказался между двумя опустившимися шлагбаумами, нужно немедленно сбить шлагбаум и покинуть переезд. За поврежденный шлагбаум водитель может получить штраф от 5000 до 10000 рублей. Однако это несравнимо меньшее зло, чем столкновение с поездом.
Сравнение с соседними регионами
Анализ статистики показывает общие тенденции для большинства регионов России. Нарушение водителями правил дорожного движения при пересечении путей стало основной причиной всех аварий. В 90% случаев водители проезжают на запрещающий сигнал светофора.
Водители северо-западных и центральных регионов оказались наиболее дисциплинированными. Наихудшая ситуация сложилась на Северном Кавказе, где аварийность выросла более чем на 50%. Также тревожит ситуация в Свердловской области и Челябинской области, где фиксируют большое количество нарушений.
Специалисты проводят комплекс мероприятий для предотвращения ДТП на переездах. Они регулярно осуществляют мониторинг состояния переездов и выполняют их капитальный ремонт. Власти оборудуют переезды современными системами предупреждения и заграждения. Рабочие заменяют дорожные знаки, устанавливают новые сигнальные столбики, обновляют асфальтовое покрытие.
Железнодорожники проводят беседы с работниками автотранспортных компаний. Специалисты организуют встречи с курсантами автошкол, школьниками и студентами техникумов. Совместно с ГИБДД проводят рейды и профилактические мероприятия на переездах.
Почему строгие санкции оправданы
Размер штрафа в 5000 рублей и возможность лишения прав на срок до шести месяцев оправдывает исключительная опасность нарушения. Столкновение с поездом в большинстве случаев заканчивается трагически. За девять месяцев 2025 года в результате ДТП на переездах погибли 28 человек.
Поезду требуется до одного километра для полной остановки. Поэтому даже если машинист заметит автомобиль на путях и применит экстренное торможение, предотвратить столкновение часто невозможно. Масса грузового состава достигает нескольких тысяч тонн. При столкновении с ним легковой автомобиль получает катастрофические повреждения.
Лишение прав при повторном нарушении без альтернативы штрафу — важная мера. Она предотвращает повторные опасные проезды водителями, для которых денежное наказание не становится сдерживающим фактором. Год без права управления транспортными средствами заставляет задуматься о последствиях своих действий.
Отсутствие скидок за быструю оплату также оправдано. Финансовое наказание за такое опасное нарушение должно действовать эффективно. Возможность уменьшить сумму вдвое снизила бы сдерживающий эффект штрафа.